Донорство и христианство |
- Некоторые наши потенциальные доноры очень хотели бы помочь больным, сдав кровь, но сомневаются, одобряет ли донорство Православная церковь.
- Православная церковь не видит никаких препятствий для осуществления донорства, для дачи своей крови, которая идет на помощь больным. В каком-то смысле можно даже считать донорство самопожертвованием и наивысшим выражением христианской любви.
В данном случае не стоит обращаться к законам Ветхого Завета, которые касались крови, так как они просто говорят не об этом. Следует напрямую руководствуемся заповедью, которая изложена в послании апостола Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Иоанн, 15:13). Здесь речь идет о самопожертвовании, когда человек защитил другого, погиб или потерпел ради кого-то несчастье. В данном контексте можно говорить и, я думаю, о таком более мирном деле, как донорство, потому что кровь, я знаю, нужна, а иногда она нужна экстренно. Особенно, что касается редких групп крови, это просто долг человека — помочь, и никто не должен смущаться.
Здесь надо думать не о каких-то «кровавых» религиозных ритуалах, религиозном понимании смысла крови и ее пролития, а именно о том, что из любви и сострадания может быть даже и пожертвовать собой или хотя бы частью себя ради спасения ближнего. Поэтому нам очень непонятна позиция, например, Свидетелей Иеговых. Известны случаи, когда дети и взрослые погибали из-за того, что их родственники, принадлежащие к этой организации, не давали разрешение на переливание крови. Такая позиция никаким библейским обоснованием не может быть оправдана, потому что закон любви выше закона буквы, так скажем. И это не мое личное мнение, оно основано в целом на социальной концепции Русской Православной Церкви, где подобные вопросы частично пояснены.
- Отец Игорь, расскажите, пожалуйста, о своем донорском опыте?
- Моя мама была почетным донором. И соответственно у меня с детства никакого предубеждения перед этим не было. Сам я кровь начал сдавать в институте, где периодически проходили дни донора. Кровь сдавали безвозмездно, без всякого внутреннего напряжения, причем всегда хотели сдать больше, чем у нас были готовы взять, и не было в этом никакого расчета, просто желание помочь. Потом кровь сдавал в армии. В донорском движении «Река жизни», к сожалению, не удалось поучаствовать, хотя было большое очень желание. Врачи дали отвод по зрению. Но зато друг, который просто привез меня и совсем не собирался сдать кровь, решился стать донором и остался очень доволен.
- Отец Игорь, спасибо, что поделились своими знаниями и опытом. Уверена, что Вы развеяли все сомнения у тех православных христиан, которые готовятся стать донорами.
Как Христианская Церковь относится к безвозмездному донорству крови?
Мнения.
Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул
Афины, 16 июня 2006 г: «Наше попечение о жизни есть следствие любви к ней как к дару Божиему и пути духовного совершенствования и обожения. Предложение своей крови для спасения жизни наших братьев, находящихся в опасности, составляет высшую добродетель, истинно богоугодную и приятную в глазах Божиих, — заявил архиепископ. — Добровольное донорство крови — это позиция человеколюбия и деяние любви, особенно в эпоху, когда любви так мало осталось в нашем обществе».
Священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска: «Православная Церковь расценивает безвозмездное донорство крови, как проявление сострадания, желание помочь ближнему, пораженному тяжелым физическим недугом. Безвозмездное донорство крови является, таким образом, исполнением главной нравственной заповеди Спасителя: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22, 39). Априорная неизвестность человека, которому будет перелита кровь донора, делает эту добродетель еще более ценной.»
«Донорство — это деятельная любовь и служение ближнему».
— Вопрос о донорстве любого уровня — как крови, так и других тканей и органов, относится к области этики,— объясняет клирик Духосошественского кафедрального собора Саратова священник Андрей Евстигнеев, врач-клиницист по образованию.— В древних культурах кровь считалась местом обитания души, силы человека, и представление это провоцировало существование целого «культа крови», выражавшегося в употреблении крови противника в процессе оккультных обрядов. В Ветхом Завете в таком значении кровь напрямую уже не упоминается, но четко сформулирован запрет на употребление крови в любом виде. Даже в наши дни некоторые «ревностные» христиане не употребляют в пищу кровяную колбасу, гематоген и плохо прожаренное мясо. Однако если отвлечься от крайностей и от особенностей восприятия, свойственных человечеству на ранних стадиях его развития, то на сегодняшний день кровь в медицинском смысле представляет собой ничто иное, как лекарственный препарат комплексного характера. Необходимо твердо себе уяснить, что сейчас цельную кровь больным практически не переливают. Кровь особым способом разделяют на компоненты, из которых уже готовятся препараты крови. И именно их переливают в соответствии с показаниями, с течением заболевания и другими факторами. Как священник я утверждаю, что в переливании как цельной крови, так и ее компонентов нет греха, поскольку это не приравнивается к употреблению крови в пищу. Русская Православная Церковь благословляет донорство любого уровня, поскольку это деятельная любовь и служение ближнему. Естественно, если основанием для донорства являются христианские принципы, а не материальная заинтересованность.
|